Главная Вам о нас Вопрос-ответ Оплата Доставка События и акции Контакты
ПОИСК
КАТАЛОГ ПРОДУКЦИИ


Коврики для йоги
Сумки и чехлы для йоги
Аксессуары для йоги
Одежда для йоги и не только
Книжный отдел
Ароматерапия
Кальяны и всё для них
Уход за телом
Сувениры
Музыка и видео
Hand-made
новости

05.02.2014

ПОВЫШЕНИЕ цен на коврики Pranamat Eco

Друзья!

У вас есть уникальная возможность купить восхитительные коврики Pranamat Eco и Pranamat Eco mini по...


16.12.2013

Ликвидация коллекции этнической одежды!

Мегараспродажа этнической одежды! Скидки 30-40% !!! Мы ликвидируем коллекцию! Спешите!

В коллекции мужские и женские рубашки и кимоно. Вы можете...


03.05.2013

Режим работы в майские праздники 2013 г.

Уважаемые покупатели!

Поздравляем вас с майскими праздниками!

Режим нашего магазина в праздники:




Система Orphus

А. Сидерский - "Хатха-йога"

Хатха-йогой называется гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания. Среди многих известных человечеству технологий интегрального совершенствования хатха-йога является одной из самых эффективных.
В шиваистских, буддийских и даосских традициях техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и содержатся в строгом секрете. Их раскрывают только особо посвященным.
К примеру, в горных монастырях Непала секретами практики хатха-йоги, как правило, владеют только настоятель и еще один-два ламы высших ступеней посвящения. Обычные монахи и ламы рангом пониже иногда даже не догадываются о самом существовании этих техник в традиции.


В Шаолиньском монастыре в Китае техники хатха-йоги считаются практиками архатов - великих мастеров высочайших ступеней посвящения.
В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Эти воины не только в умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством - посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств.
До сих пор ритуальными атрибутами странствующих по дорогам Юго-Восточной Азии монахов-шиваитов остаются трезубец и меч. Трезубец - это символ и оружие Шивы. Великий воин и фантастический любовник Шива традиционно считается хранителем и покровителем хатха-йоги.


А меч в ритуальной атрибутике садху - так называют в Индии бродячих монахов - это просто меч... Дело в том, что в старину целые кланы странствующих хатха-йогинов были кланами профессиональных воинов, своего рода "южноазиатских самураев" - средневековых "солдат удачи". Из них составлялись наемные ударные силы в феодальных войнах. Только в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века английским колонизаторам удалось хоть как-то "усмирить" их и превратить в относительно мирных монахов-бродяг. Так что эпизод с привлечением к битве за правое дело хатха-йогина в Ефремовском "Лезвии бритвы" - отнюдь не случаен. Видимо, писатель достаточно хорошо владел исторической информацией.
В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых - раджи - постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами и борьбой непременно имел при дворе йога-шалу - специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой. В йога-шале под руководством опытного придворного мастера обучались удивительному искусству йоговской гимнастики будущие мастера-преподаватели хатха-йоги и профессиональные воины-лучники и воины-борцы, составлявшие царскую гвардию. Придворный мастер хатха-йоги обычно являлся хранителем линии тайного знания. В официальной ученой иерархии того времени он имел степень, эквивалентную степени профессора в Европейской университетской традиции, и был одним из самых уважаемых лиц при дворе, учителем и наставником как самого раджи, так и членов его семьи. Считалось, причем не без веских на то оснований, что мастер хатха-йоги владеет неким особым глубинным знанием устройства Вселенной, недоступным человеку, "не закалившему тело и дух в горниле хатха-йоги". Недоступным по чисто биологическим причинам, поскольку у обычного человека просто не сформированы органы восприятия и свойства сознания, которые необходимы для получения и обработки информации, на основе которой это знание может быть развито.


Интересно, что традиция придворных йогинов-мастеров сохранилась до наших дней. Выдающийся мастер йоги профессор Шри Кришнамачарья был хранителем йога-шалы при дворе майсорского раджи, а основатель и наставник Вишваятан-Йогашрама, великий мастер и учитель йоги Дхирендра Брахмачари - "официальным придворным учителем йоги" семейства Ганди, до недавнего времени правившего Индией.
Не менее интересен другой факт. Оказывается, о хатха-йоге как составной части подготовки отборных воинов, компетентные специалисты отнюдь не забыли, хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения. Во время недавней поездки в Индию я познакомился с разработчиком и координатором учебных и тренировочных циклов по хатха-йоге, которые входят в обязательную программу подготовки офицеров и бойцов подразделений специального назначения Индийской национальной службы безопасности, полиции и вооруженных сил. Оказывается, в этой сфере работает целая команда прекрасно обученных компетентных специалистов. По оценкам экспертов использование хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа позволяет в пять раз сократить расходы времени, необходимого на специальную психологическую подготовку. Естественно, сведения о том, что такое имеет место, и о том, как это делается, мягко говоря, широкой огласке не предаются. Ибо вся по-настоящему рабочая информация в этой области по-прежнему остается стратегической. К той йоге, которую индусы "сдали Западу", и которая сейчас распространилась в Европе и Америке под кодовым названием "классическая", сами современные индийские специалисты-профессионалы относятся весьма скептически. Они говорят: конечно, для здоровья очень полезно, однако это как бы далеко не классика, а так... Если вы просто купите билет на самолет и отправитесь в Индию в поисках "настоящей йоги", вы, вероятнее всего попадете на уже проторенную тропу. Она ведет в хорошо организованные пункты выкачивания денег из наивных западных адептов, где вам впарят все ту же "классическую йогу для Запада". Подходы к реально рабочей информации ведут сквозь совсем другие двери... Причем войти в них не так-то просто. Скажем так, на улицу эти двери не выходят - ни на Западе, ни, тем более, на Востоке... Ибо Восток, как известно, дело тонкое...


В 1989 году в Москве проводилась международная конференция по йоге, на которой присутствовали многие мировые светила, вплоть до самого господина Айенгара. Однако Дхирендра Брахмачари - бывший в то время координатором всех связанных с йогой программ при правительстве Индии, - на конференцию не приехал, хотя его и приглашали. Его визит провалился из-за некоторых действий индийского правительства. Говоря проще, господина Брахмачари очень вежливо и корректно не пустили. Точно так же не приехали ни Шри Йогендра, ни его сын - не менее крупные специалисты в области "реально рабочей хатха-йогической информации". А вы когда-нибудь пытались отыскать оригиналы книги Шри Йогендры "Физкультурное образование в йоге" и работ Дхирендры Брахмачари "Йогасана виджняна" и "Мудра и пранаяма"? Я пытался. Сначала их искали в каталогах библиотек Конгресса США и Британского музея. Безуспешно. Затем я пытался заказывать эти книги тем, кто отправлялся "за йогой" в Индию и Непал. Никаких результатов. В конце концов, беседуя в очередной раз с нынешним мастером основанного Дхирендрой Брахмачари Вишваятан-йогашрама, я спросил: а вот основные серьезные книги Вашего учителя - их можно где-нибудь купить? Он лучезарно улыбнулся - он всегда лучезарно улыбается - и радостно ответил: "Нет, конечно! Они уже давно закончились. Везде." "А почему их не переиздают?", - поинтересовался я. Он ответил: "А зачем? Теперь другие книги..." И заразительно рассмеялся. Кстати, этот человек - прямой преемник Дхирендры Брахмачари и по-настоящему. Он является старшим тренером индийской национальной команды по йога-спорту. Да, есть и такое... Причем очень давно. Официально как вид йога-спорт оформился лет десять назад, однако неофициальные состязания хатха-йогинов проводились всегда... А вы не знали? Ну, не расстраивайтесь, мы еще много чего не знаем...
И еще одна маленькая деталь. В ответ на приглашение директора йога-центра в Москве приехать в Россию и провести тренинг по хатха-йоге мастер сказал: "А, хорошо!. Только напишите мне приглашение как частному лицу, чтобы там ничего про йогу не было. Иначе возникнут проблемы с правительством. А так я приеду. У вас летом красиво... Потренируемся, я вам еще кое-что расскажу. И для людей занятия проведем... Мне Россия нравится!!! И Украина... И люди у вас хорошие."


Итак, что же, собственно, такое - таинственная хатха-йога - гимнастика мудрых? И чем обусловлена поразительная эффективность этой древней и в то же время удивительно современной уникальной тренировочной технологии?
"Хатха-йога" - санскритское словосочетание. Санскрит - древний язык, который исследователи - считают праязыком всей индоевропейской семьи языков, в которую входят все индийские, славянские и романо-германские языки. Санскрит иногда называют "восточной латынью".
Прямой перевод с санскрита слова "хатха" - "сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость".
Слово "йога" переводится как "упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, взаимообусловленность с чем-либо; приобретение, выигрыш; работа, усердие, прилежание; сосредоточение, размышление, созерцание; этимология, структурное происхождение; правило; согласование, управление, контроль".
Классическим определением йоги считается определение, которое дал в своей работе "Йога-даршана" древний мыслитель Патанджали.
Согласно этому определению йогой называется такое состояние сознания, в котором отсутствуют какие бы то ни было неконтролируемые флуктуации - неуправляемые мысли, эмоции, желания. Это крайне труднодостижимое состояние. Однако оно стоит того, чтобы за него бороться. Ибо только в таком состоянии человек способен полноценно себя осознавать и на все сто процентов быть полноправным хозяином всех своих побуждений, действий и проявлений. Состояние йоги - это состояния тотального самоосознания и самоконтроля. Его достижение поднимает человека на качественно новую, более высокую ступень эволюции разума.


Закономерно возникает вопрос: какое отношение хатха имеет к йоге? Как связаны достижение столь возвышенного состояния сознания и, пусть весьма изощренная, но все же всего лишь телесная гимнастика, каковой, по сути, является тренировочная практика хатха-йоги?
Все очень просто. Соотношение между телом воплощенным в теле сознанием можно условно проиллюстрировать на примере соотношения между компьютером и его программным обеспечением. Тело - это "железо", сознание - воплощенный в "железе" "софт", то есть программное обеспечение. Чем более сложным и "тонким" является устройство и организация тела, тем более совершенное сознание может быть в нем воплощено и, соответственно, тем более высокого уровня функции могут быть реализованы.
Хатха-йога - своего рода боди-билдинг, но боди-билдинг особенный. Его цель - прежде всего в развитии центральной и периферйной нервной системы и построении совершенной эндокринной системы. Тренировочная технология хатха-йоги на протяжении тысячелетий специально разрабатывалась для того, чтобы создавать тело, специально предназначенное для воплощения в себе сложноорганизованного сознания.
А поскольку жизнь - саморегулирующаяся система, при условии наличия места всегда находится то, чем это место может быть занято. В здоровом теле - здоровый Дух. В совершенном, соответственно - совершенный...


Центральный процессор нашего биокомпьютера - мозг. Он является такой же полноправной частью тела, как и все остальные органы и системы органов нашего организма. Более того, мозг - самая главная часть тела. Он не просто управляет работой всех органов и систем. Развитие мозга имеет критическое значение для развитие сознания. Под совершенством тела понимается отнюдь не только высокий уровень тренированности опорно-двигательного аппарата. Речь идет о гармоничном развитии всех органов и систем. Все биологические функции совершенного тела должны быть подконтрольны высокоразвитому разуму, который является функцией мозга.
В основе технологического алгоритма хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов, именуемых асанами. Слово "асана" переводится с санскрита как "поза, положение тела, форма". Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на ткани опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Особенность асан, которая отличает их от других типов физических упражнений - в том, что их выполнение не только не приводит к расходу энергии, но и за счет включения в работу особых физиологических механизмов, заставляет тело накапливать ее в огромных количествах. Кроме того, за счет вполне определенного рисунка распределения растягивания, сжатия, сокращения и скручивания тканей, каждая асана оказывает свойственное только ей глубокое воздействие на распределение потенциалов и токов в периферической нервной системе и спинном мозге и прорабатывает компоненты эндокринной системы. А это, в свою очередь, кардинально влияет на процессы, протекающие в головном мозге.
Особая система растягивания сухожильно-мышечных жгутов, присущая практике асан, стимулирует рост нервных волокон и усложнение организационной структуры нервной системы. Соответственно, усложняется система иннервации тканей. Следствием является формирование более сложноорганизованных и изощренных связей периферии с центром. В результате появляется возможность реализовать в теле функции более высокого порядка. Необходимость управлять этими функциями приводит к совершенствованию работы головного мозга.
Многовековой опыт позволил практикам хатха-йоги настолько усовершенствовать систему асан, что она превратилась в уникальный арсенал средств для оптимизации функциональных состояний любых органов и систем посредством естественной оптимизации процессов управления их работой.
Сегодня уже ни для кого не является секретом, что физическое тело человеческого существа есть нечто большее, чем просто совокупность органических тканей, и что, помимо органического тела, человек обладает телом "энергетическим". Йоги знали об этом очень давно. Они рассматривали человеческое тело как некую энергетическую структуру, состоящую из органического тела и "собранных" на нем оболочек - "тонких" компонент "энергетического тела". Эти оболочки на санскрите называют "кошами". Слово "коша" переводится как "кокон". Йоги разработали целый класс техник, специально предназначенных для управления распределением энергии в нервной системе и в системе "кош". Техники этого типа основаны на управлении дыханием и называются "пранаямой" - "искусством управления Силой". Прана - сила, энергия, яма - контроль, управление. В йоговской тренировке выполнение гимнастических упражнений - асан - обязательно совмещается с практикой техник управления дыханием - дыхательных упражнений пранаямы.


За счет повышения концентрации энергии в органическом и энергетическом телах при корректной практике комбинации асана-пранаяма возникают новые внутренние доминанты концентрации восприятия. Внимание, в обычном состоянии обычного человека рассеянно направленное вовне, как бы переориентируется и "цепляется" за внутренние ощущения. Восприятие "втягивается" вовнутрь. Внимание направляется на состояние "пространства внутренних ощущений". При достаточно интенсивной практике достигается столь высокая степень "сворачивания восприятия вовнутрь", что внимание полностью отключается от внешних объектов. Такое состояние именуется пратьяхарой. Слово "пратьяхара" переводится с санскрита как "сворачивание", "стягивание", "сжатие".
Стягивание внимания внутрь приводит к предельной концентрации внимания на состоянии внутреннего "психоэнергетического пространства". Это именуется "сосредоточением" или "концентрацией внимания" - дхараной. Слово "дхарана" переводится с санскрита как "фиксация", "содержание".


Углубление устойчивой концентрации на внутреннем психоэнергетическом пространстве приводит к осознанию связей внутреннего и внешнего, ведь фактически, внутреннее есть лишь ограниченная обусловленностью восприятия область бесконечности. Сфера восприятия расширяется, охватывая бесконечность, внимание отслеживает взаимосвязи и соотношения между пространствами различных уровней организации. Это состояние именуют "созерцанием" - дхьяной. Слово "дхьяна" так и переводится с санскрита: "созерцание".
В результате созерцания приходит фактическое восприятие целостности и единства органического тела и системы "кош" как единой структуры, не разделенной на "внутреннее" и "внешнее", "грубое" и "тонкое", "ограниченное" и "бесконечное". Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного пространственными рамками органического тела и временными рамками человеческой жизни. Это состояние называется "самадхи". Слово "самадхи" переводится с санскрита как "соединение".
В состоянии самадхи человек осознает устройство своей энергетической структуры и ее соотношение с энергетическими структурами других существ. Это позволяет ему постичь иерархию компонент энергетической структуры и соотнести ее с иерархией компонент сознания и уровней самоосознания. В итоге он обретает полный контроль над всеми функциональными составляющими своего существа, и может с наивысшего доступного ему уровня самоосознания контролировать функции уровней энергетической структуры посредством управления соответствующими уровнями сознания.
Практика техник хатха-йоги становится средством достижения состояния йоги лишь при выполнении ряда условий, определяющих образ жизни практикующего. Без выполнения этих условий при переходе сознания на более высокий уровень функционирования тело практикующего разрушается вследствие чрезмерной интенсивности переходных процессов.
Правильное питание, физическое и психическое здоровье и психоэнергетическая безупречность - таковы вышеупомянутые условия.


При достаточно интенсивной корректной практике технических методов образ жизни сам собой приходит в соответствие с необходимыми условиями. Со временем практикующий начинает чувствовать, какая пища пригодна для него, какая - нет. Повышение уровня тренированности, насыщение энергетической структуры энергией, ее отстройка и функциональная оптимизация приводят тело в состояние здоровья, а ко всему, что не соответствует принципам психоэнергетической безупречности, просто пропадает интерес.
Основные принципы безупречности представлены пятью принципами ямы - пятью ограничениями - и пятью принципами ниямы - пятью правилами.
Пять ограничений ямы таковы:

1) ахимса - отказ от насилия по отношению к кому бы то ни было и к чему бы то ни было, в том числе по отношению к самому себе и к естественному порядку вещей в мире;
2) сатья - отказ от лжи, в первую очередь - от самообмана;
3) астейя - отказ от стремления обладать тем, что нам не принадлежит;
4) брахмачарья - сдержанность, отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего, без чего на пути развития осознания можно обойтись, от любых действий, которые ведут к затратам энергии, не оправданным с точки зрения расширения восприятия
5) апариграха - отказ от принятия подарков и благодеяний в каких бы то ни было видах и вариантах, полная самодостаточность, готовность всегда рассчитывать только на свои силы.

Пять правил ниямы формулируются следующим образом:

1) шауча - соблюдение чистоты во всех проявлениях на всех уровнях тела и психики;
2) сантоша -- спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;
3) тапас - постоянная упорная тренировка;
4) свадхъяя - устойчивое устремление к повышению уровня осознанности;
5) Ишвара-пранидхана - смирение и приятие истинной иерархической структуры Мира, в которой главенствует Дух.

Пища должна быть не обильной и простой. Продукты, используемые для приготовления пищи - свежими и, по возможности, максимально натуральными. Целесообразно избегать длительных и многочисленных кулинарных операций. Чем проще - тем лучше. Естественно, без фанатизма, ибо потребление неудобоваримой пищи не есть йогический способ действия. Простота не всегда означает примитивность. Кроме того, имеет смысл избегать также всевозможных излишеств. Пища слишком соленая, слишком кислая, слишком острая, слишком горячая, слишком холодная и т.д. для питания того, кто практикует хатха-йогу, непригодна. Остывшая и разогретая, прокисшая, высохшая, подгнившая и просто не слишком свежая - нездорова, потому ее также следует избегать. Стимуляторы, психотропные вещества, табак, алкоголь - не лучшее, что хатха-йогин может избрать для себя в качестве вызова, последствия принятия которого ему предстоит преодолевать.
Оптимальный подбор продуктов обеспечивается корректно отстроенной достаточно интенсивной тренировочной практикой. Тело само подскажет практикующему, что, когда и как имеет смысл есть. Внимательное и отрешенное отношение к фактическим ощущениям поможет сориентироваться наилучшим образом. Количество пищи должно быть таким, чтобы примерно через час после еды в животе не было ощущения тяжести, которое мешало бы полноценно тренироваться. Для быстрого и качественного усвоения съеденного имеет смысл обращать внимание на тщательное пережевывание. Вряд ли целесообразно ограничивать себя диетическими концепциями, сформулированными где-то когда-то кем-то неизвестно для кого неизвестно в каких условиях. То же самое касается и распорядков питания. Каждый из нас - такой тот, кто он есть, каким он является в данный конкретный момент времени в данном конкретном месте пространства и в данном конкретном своем состоянии. И потому только он один может сделать целесообразный для себя выбор. Максимально возможный уровень осознанности в каждое мгновение жизни - единственное, что имеет значение.
Возникающий в результате практики асан "внутренний огонь" может привести к чрезмерной сухости органического тела и потере его тканями качества эластичности. Употребление достаточного количества свежего и чистого прохладного молока возвращает эластичность скованным "внутренним огнем" тканям. Масло из молока коровы способствует сохранению развитой в процессе практики асан "рабочей" мобильности суставов. Мера важнее всего. Избыток и недостаток равно разрушительны.
Кроме следования принципам психоэнергетической безупречности и корректного подхода к питанию, к условиям, необходимым для практики хатха-йоги, относится физическое здоровье. В случае необходимости для подготовки тела на начальных этапах применяют техники йога-терапии. Они состоят из комплексов упрощенных вариантов асан и специальных очистительных и гигиенических процедур. Как только терапевтическая необходимость в этих процедурах оказывается исчерпанной, их применение прекращают.


Буква... Слог... Слово... Предложение... Текст... Произведение искусства.
Из многих букв в различных сочетаниях составляются слоги. Слогов может быть значительно больше, чем букв.
Из слогов в различных сочетаниях составляются слова, которых может быть неизмеримо больше, чем слогов.
Из слов в различных сочетаниях составляются предложения. Никто никогда и нигде не сумеет сосчитать все возможные варианты всех потенциально возможных предложений.
Из предложений составляются тексты. Глупо даже пытаться оценить общее количество всех потенциально возможных текстов, ибо оно еще более бесконечно, чем потенциальное количество предложений.


Далеко не всякий текст есть произведение искусства. Для истинного творчества, посредством которого может быть выражен Дух, и в котором присутствует Сила, одного владения языком недостаточно - даже самого совершенного и технически безупречного.
Практику хатха-йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Йогическая тренировочная техника - язык этого общения.
Роль буквы в телесном языке хатха-йоги языке играет асана - отдельное положение тела, форма. Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных - около полутысячи, из них базовых - порядка трехсот.Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физического и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан.


Имеются генеалогические ряды сходных асан, аналогичных по типу воздействия, но различающихся по его эффективности. Чем сложнее элемент, тем выше эффективность его развивающего и совершенствующего воздействия на органическое тело, "энергетическое" тело и сознание. Поэтому обычно в программу практики по мере повышения уровня тренированности вводят новые - более сложные - асаны, заменяя ими их менее действенные относительно простые аналоги. Применение в практике простых тренировочных техник действует разрушительно в ситуации, когда система готова перейти на более высокий уровень функционирования и требует применения более сложных техник. Практика, лишенная вызова, в случае хатха йоги рассеивает энергию вместо того, чтобы ее концентрировать.


В роли слога в языке йогической тренировочной практики выступает упражнение или крийя. Слово "крийя" переводится с санскрита как "действие".
Простое упражнение или простая крийя - соединение одной асаны и промежуточных движений, посредством которых тело приводится в соответствующее этой асане положение, а затем из него выводится.
Составное упражнение или составная крийя - короткий комплекс, составленный несколькими энергетически и логически взаимосвязанными простыми крийями, то есть комбинациями "родственных" асан и соединяющих их переходных движений.
Каждой асане соответствует несколько простых крий. Каждая составная крийя имеет как минимум несколько вариантов, то есть может существовать несколько различных составных крий, построенных на основе одних и тех же простых крий. Общее количество возможных разнообразных крий значительно больше, чем общее количество возможных единичных асан.
Два различных варианта крийи, по-разному составленной из одних и тех же асан, оказывают различное воздействие на энергетическую структуру и сознание практикующего. Поэтому в практике стараются использовать как можно больше разнообразных вариантов крий, по мере повышения уровня тренированности усложняя и развивая их структуру.
Словом в том языке, с помощью которого хатха-йогин общается с Бесконечностью в самом себе, является так называемая виньяса или связка. Слово "виньяса" переводится с санскрита как "порядок следования".


Виньяса - комплекс, составленный несколькими энергетически и логически гармонично взаимосвязанными крийями. Из одних и тех же крий может быть составлено как минимум несколько различных вариантов виньясы. Общее количество возможных виньяс значительно больше, чем общее количество возможных крий и общее количество асан. Две виньясы, по-разному составленные из одних и тех же крий, обладают различным воздействием на энергетическую структуру.
И, точно так же, как в случае с асанами и крийями, степень полноты тренирующего, развивающего и совершенствующего воздействия практики на энергетическую структуру зависит от количества, разнообразия и уровня сложности применяемых виньяс.
Витара - энергетически и логически целостный относительно короткий комплекс, составленный несколькими виньясами. С санскрита слово "витара" переводится как "стремящийся вперед". В "тренировочном языке" хатха-йоги витара выполняет роль предложения. Широко распространено английское название витары - "сет" - набор, комплект.
Обычно сет строят таким образом, чтобы он сам по себе представлял полноценную завершенную тренировочную программу. Выполнение большинства сетов занимает от десяти минут до одного часа. Поэтому сетовый тренинг - весьма удобный вид практики для тех, кто из-за высокой плотности рабочего графика не располагает большими промежутками свободного времени, которые могли бы быть выделены для тренировки.


В подавляющем большинстве случаев сет начинается с расслабления и мягкой дыхательной практики, и заканчивается расслаблением и практикой созерцания. Поэтому асаны, в которых начинают и заканчивают практику сета, это, как правило, - либо позы, специально предназначенные для расслабления, либо позы, специально предназначенные для дыхания и созерцания.
Точно так же, как в случае с асанами, крийями и виньясами, нет двух различных витар, которые оказывали бы идентичное воздействие на энергетическую структуру. Даже если витары составлены из одних и тех же виньяс, и отличаются только по структуре. Поэтому в практике обычно стараются использовать как можно большее количество сетов, отличающихся друг от друга по составу и структуре. Для развития практики пользуются последовательным структурным и техническим усложнением.
В различных комбинациях с другими элементами одна и та же асана может выполняться многократно в течение одних и тех же суток. Одну и ту же крийю и, тем более, один и тот же сет повторять в течение одних и тех же суток нежелательно, чтобы повторно не накладывать на энергетическую структуру уже сформированный рисунок конфигурации.
Как показывает опыт, углубление тренировочной проработки в уже проработанных до максимальной глубины зонах структуры может повлечь за собой разрушение основы, на которую накладывается пространственно-временной рисунок конфигурации. Что при стабильном повторении чревато возникновением тренировочных травм, функциональных физиологических и психических расстройств, а также неадекватными изменениями потока общей жизненной ситуации практикующего и утратой волевого контроля над ней.
Имеет смысл владеть искусством выполнения как можно большего количества разнообразных асан, уметь комбинировать их в как можно большее количество разнообразных крий и строить из этих крий как можно большее количество разнообразных витар, чтобы промежутки времени между повторениями одних и тех же комбинаций одних и тех же элементов были максимальными. При достаточном разнообразии используемых в практике комбинаций асан и крий один и тот же сет в одном и том же неизменном виде может вообще никогда не повторяться. Поэтому творческий подход к построению индивидуальной практики имеет принципиальное значение.


Последовательность или витхи - это текст - следующий после витары уровень организации тренировочной практики хатха-йоги. Так называют комплекс, составленный из нескольких последовательно выполняемых сетов.
По-разному организованные последовательности, составленные из одних и тех же сетов, оказывают различное тренирующее воздействие на органическое тело, по-разному развивают энергетическое тело и сознание. Целесообразно строить практику так, чтобы даже при использовании в ней одних и тех же элементов организация практикуемых последовательностей была как можно более разнообразной. Лучше всего использовать используется как можно больше асан, как можно более разнообразно организованных в крийи, виньясы, сеты и последовательности. Тренировки истинных мастеров никогда не бывают идентичными одна другой. Последовательность может практиковаться в концентрированном и распределенном вариантах.
В концентрированной практике последовательности сеты выполняются один за другим без перерыва. Каждый последующий сет начинается с расслабления после предыдущего. В распределенной практике последовательности сеты выполняются отдельно один от другого, в течение суток занимая те места в общем потоке жизни, которые могут быть отведены практике, исходя из рабочего графика практикующего. При этом каждый сет может "оформляться" как отдельная короткая тренировка, то есть начинаться и заканчиваться практикой дыхательных и созерцательных техник. Распределенная практика достаточно длинной последовательности при напряженном рабочем графике может растягиваться на несколько суток, что вполне нормально.
Высший уровень практики хатха-йоги - дхара. С санскрита слово дхара переводится как "поток", "ливень", "лезвие", "клинок". В "языковом эквиваленте" дхара - это уже уровень художественной прозы, а иногда даже изысканной поэзии. Тренируясь в потоке, йогин узнаёт, каким будет следующий элемент тренировки, только тогда, когда начинает его выполнять, делая именно то, что оказывается единственно правильным в данный конкретный момент времени в данном конкретном состоянии тела и сознания.Предельная осознанность и точное чувствование процессов, происходящих во время практики в органическом и "энергетическом" телах, знание того, к какому результирующему состоянию сознания требуется прийти, и опыт свободного владения как можно более значительным количеством тренировочных техник позволяют практикующему использовать в своей практике режим свободного потока.
Существует множество школ хатха-йоги, принадлежащих к различным традициям. В каждой из них используются свои тренировочные режимы. Соответственно, за многие столетия, людьми было придумано немало названий для обозначения различных тренировочных режимов на разных языках. Фактически же, все разнообразие тренировочных режимов можно свести к трем банальным основным типам - статический режим, динамический режим и комбинированный режим.


При тренировке в статическом режиме каждая асана рассматривается как самостоятельный элемент практики. Фазы фиксации ключевых положений - длительные, объект созерцания - форма. После каждого упражнения выполняется расслабление в одном из предназначенных для этого положений. В работе с телом отрабатывается сила и владение устойчивостью формы, в работе с вниманием - точность, глубина и устойчивость статической "лучевой" концентрации.
Статический режим позволяет развить способность предельной концентрации внимания. Его можно эффективно использовать для освоения и отработки новых элементов. Отдельные конфигурации соответствующих конкретным асанам состояний сознания осваиваются глубоко, так как каждый из них как бы закрепляется расслаблением. Однако, поскольку управление переходами из состояния в состояние осуществляются не непосредственно, а "сквозь расслабление", отсутствует непрерывность динамической трансформации конфигурации энергетической структуры. Динамика контроля состояний, то есть динамика управления потоком сознания, представлена лишь косвенно и далеко не в максимально возможной степени.
На уровне органического тела статический режим развивает силу, гибкость и растяжку, однако почти не дает прироста текучести и динамической силовой выносливости, равно как и качеств сознания, соответствующих этим свойствам органической компоненты энергетической структуры.
Для крийя-практики статическим является режим, в котором в каждом упражнении для длительной статической фиксации выделяется одна ключевая асана. Все остальные составляющие крийю элементы рассматриваются как фазы входа и выхода и подлежат "скользящему" транзитному прохождению без фиксации и, возможно, даже без обозначения окончательных положений тела, соответствующих каждой промежуточной асане.


При практике в статическом режиме обычно стараются строить тренировку так, чтобы каждая последующая асана была компенсирующей относительно предыдущей как по воздействию на "энергетическое" тело, так и в чисто физиологическом смысле.
При практике в динамическом режиме все элементы крийи, виньясы или сета выполняются слитно, со "скользящим" прохождением ключевых положений. Вместо фиксаций - короткие, длительностью в несколько секунд, задержки, как бы
"отмечающие" ключевые положения. Объект созерцания - движение, плавное перетекание из формы в форму. В работе с телом отрабатывается плавность, точность и координация движений. В работе с вниманием - динамическое управление концентрацией. Нет глубины концентрации, однако имеется "широта охвата" разнообразных объектов. Принцип концентрации - "скользящий луч". Благодаря интенсивной динамике энергетических потоков в теле практика в таком режиме способствует распределению энергии, очищению тканей на клеточном уровне и выравниванию плотности объемного распределения энергии в структуре тела до уровня максимальной присутствующей в ней плотности.
Динамическая тренировка в любом стиле хатха-йоги составляется из коротких связок асан - так чтобы каждая последующая связка была полноценной энергетической и физиологической компенсацией предыдущей. Психоэнергетическая или физиологическая несбалансированность динамической практики чревата травмами и функциональными расстройствами, которые в ряде случаев могут оказаться весьма серьезными. Одним из ключевых аспектов правильно организованной динамической практики является непрерывность дыхания и точность согласования его с движениями. Дыхание в этом виде тренировки - та непрерывная нить, на которую нанизываются жемчужины асан. Посредством дыхания осуществляется управление силовыми потоками, благодаря которым движется тело.
Комбинированный режим является основным практическим режимом. Он вводится в практику после того, как в результате тренировок в статическом и динамическом режимах освоены составляющие сет формы и техника их слитного выполнения в сете.


Подобно динамической практике, практика в комбинированном режиме подобна ожерелью, в котором плавно перетекающие одна в другую длительно фиксируемые ключевые формы нанизаны на непрерывную нить ровного медленного дыхания. Тренировка в комбинированном режиме есть не физкультурная, а чисто психоэнергетическая практика. Концентрация - объемная. Объект созерцания - функциональное взаимодействие индивидуальной энергетической структуры практикующего с пространством Мира. Длительные остановки движения в фазах фиксации асан, совмещающиеся с предельным растягиванием дыхания, позволяют в максимальной степени использовать эффект статической практики. Плавное энергетически полное и связное перетекание тела из формы в форму и "взрывное" динамичное выполнение отдельных связок позволяют увеличить скорость силовых потоков и обеспечить повышение плотности распределения энергии во всех объемах энергетической структуры, что свойственно динамической практике.


Тренировка в комбинированном режиме строится из длинных связок-каскадов асан и крий, последовательно углубляющих проработку какого-либо аспекта конфигурации энергетической структуры. Как правило, ключевой в каждой конкретной тренировке является одна самая длинная и психоэнергетически наполненная связка, остальные выполняют роль частичной компенсации и гармоничного "обрамления".
В отличие от статики и динамики, практика в комбинированном режиме не предусматривает полной взаимной компенсации всех техник, поскольку рассчитана в основном на достижение психоэнергетического "пост-эффекта", сохраняющегося в энергетической структуре на протяжении многих часов после окончания практики. Эффект тренировки учитывается в последующих тренировках таким образом, чтобы компенсация воздействия на энергетическую структуру имела место после того, как результат воздействия на сознание закрепится в форме качественных изменений сферы восприятия и самоосознания. Поэтому практика в комбинированном режиме является наиболее эффективной и за считанные тренировки позволяет достичь эффекта, на достижение которого в случае чисто статической или чисто динамической практики требуются годы.
В то же время, именно необходимость сверхвысокой точности и абсолютной корректности построения тренировочного процесса в целом делают комбинированную практику весьма опасной. Дело в том, что в случае комбинированной практики не работают никакие рекомендации, никакие схемы, никакие логические механизмы. Корректно отстроить практику в комбинированном режиме можно только на основании точного чувствования потоков Силы, фактического "видения" процессов, происходящих во время практики в "тонких" компонентах энергетической структуры и умения отслеживать взаимодействие энергетической структуры и сознания.
Практикуя асаны в любом из режимов, стараются строить общую тренировочную последовательность таким образом, чтобы к моменту завершения тренировки получить полную и гармоничную компенсацию всех "односторонних" воздействий на систему.


Например, асаны с прогибом назад обязательно компенсируются асанами с наклоном и складыванием вперед, повороты, скручивания и сгибания вправо - поворотами, скручиваниями и сгибаниями влево. Асаны, выполнение которых связано с предельным напряжением тех или иных групп скелетной мускулатуры, обязательно компенсируются асанами, до предела растягивающими и расслабляющими те же самые группы мышц.Всякий раз, когда возникает необходимость снять напряжение или "переварить" результат воздействия практики на состояние сознания, применяется расслабление. Продолжительность промежуточного расслабления в процессе практики обычно невелика. Оптимальное соотношение практики и расслабления в пределах одной тренировки - один к одному.


Выполняется расслабление в положении лежа на спине или на животе.
В практике истинного Мастера любая асана соединяет в себе все ступени технологического алгоритма от собственно асаны как формы до самадхи, а по генерируемому качеству состояния сознания полностью отвечает условиям ямы и ниямы. Любая Асана, когда бы, где бы и как бы Мастер ее ни практиковал, в его исполнении полноценно гармонична и завершена, и сама содержит в себе свою собственную компенсацию по всем направлениям во всех аспектах - независимо от того, выполняется она в последовательности других техник или совершенно отдельно сама по себе, симметрична она или асимметрична, проста или сложна, общеизвестна либо встречается в практике только данного конкретного Мастера. Совершенство практики Мастера - не в совершенстве выполнения им гимнастических форм, а в том могущественном потоке Силы, который он генерирует в пространстве вокруг себя. Присутствие этого потока всегда ощущается, если он есть, а магнетическое воздействие его на сознание человеческих существ, оказавшихся в сфере его влияния - очевидно. Это - тот самый поток Силы, который помогает людям захотеть стать свободнее, сильнее, совершеннее...

 К списку статей  

 
КОРЗИНА
Корзина

Ваша корзина пуста
ПОДЕЛИТЬСЯ
ВХОД

ОПЛАТА

ВЫ МОЖЕТЕ ПРОИЗВЕСТИ ОПЛАТУ СЛЕДУЮЩИМИ СПОСОБАМИ:

  • При получении заказа
    (наложенный платеж)
  • Через Яндекс.Деньги

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ... 

ДОСТАВКА

В НАШЕМ МАГАЗИНЕ
ДОСТАВКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ ПОЧТЫ РФ

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ...


Коврик для йоги

"БамбуК" © 2013
Сайт не предназначен для лиц, не достигших 18 лет